Советы SKF в выборе ступичного подшипника
SKF (Швеция), лидирующий глобальный производитель подшипников, советует внимательно подходить к выбору ступичных подшипников. От правильно выбранного подшипника зависит работа всего колёсного узла, а также всех деталей подвески.
Советы SKF:
- Всем известно, что сами производители автомобилей (VW, Ford, Opel, Renault) не производят подшипники, этим занимаются другие компании. Зачастую внутри оригинальной упаковки VW лежит ступичный подшипник, произведенный, например, SKF. Но стоит он в оригинальной упаковке дороже. Вывод напрашивается сам собой.
- Существуют три сегмента производителей подшипников. Есть высокий – например, SKF, есть средний и есть низкий – китайская продукция. В Беларуси китайские ступицы продаются под собственными брендами крупных оптовых импортёров – Patron, Stellox, M-Tex, Tech-AS. Еще есть и западные компании – упаковщики, которые сами не производят подшипники, а покупают ступицы и продают их потом уже в своей упаковке и под своим брендом. Но внутри коробки упаковщика может лежать как подшипник от конвейерного поставщика, так и китайская ступица. Поэтому ступица даже от европейского компании-упаковщика – это кот в мешке.
- Подшипники должны поставляться на конвейер для Вашего автомобиля. Если Вы слышите название производителя подшипников в первый раз, спросите продавца ступицы, является ли этот производитель конвейерным поставщиком или только упаковщиком или производителем только для вторичного рынка. Автопроизводители очень тщательно тестируют и выбирают своих поставщиков, поэтому конвейерные поставки – признак качественного производителя.
- Страна производства для высокого сегмента не оказывают влияния на качество – оно для таких производителей не зависит от страны, т.к. самое важное – контроль производства на всех стадиях – одинаков для всех стран и зачастую выполняется сотрудниками из тех стран, где находится штаб-квартира (шведскими, немецкими инженерами и т.д.). У среднего ценового сегмента контроль качества не всегда одинаков, там есть разные линии для производства на конвейер и для производства на вторичный рынок запчастей (т.н. «афтермаркет»). С Китаем и так всё понятно.
- Выбор подшипников для Вашего автомобиля только по размерам опасен – внутри двух внешне одинаковых подшипников будут шарики разного диаметра, рассчитанных для разных нагрузок, и такие подшипники быстро выйдут из строя.
- Если ступицу подбирает магазин или СТО – то выбор в большинстве случаев будет правильным. Если Вы хотите купить в интернете и подобрать самостоятельно – лучше использовать программу TecDoc. Сначала выбираете оригинальный номер (например, оригинальный номер VW), затем задаёте этот оригинальный номер в поиске TecDoc – и потом видите, кто из производителей подшипников предлагает такие подшипники, аналогичные оригинальным (ОЕ).
- При получении ступицы посмотрите, все ли компоненты (гайки, болты и т.д.) включены в набор ступицы. О том, что должно быть в наборе, можете посмотреть в TecDoc. Старые болты при демонтаже вышедшего из строя подшипника растягиваются, поэтому использовать старые болты для нового подшипника опасно.
- При выборе подшипника подумайте о том, сколько Вы будете эксплуатировать автомобиль. Если машина уже продается или Вы планируете её продажу в ближайшие недели, то тогда можно ставить и китайский подшипник. Как правило, китайский подшипник «отхаживает» от 5 до 12.000 км. Качественный ступичный подшипник служит около 150-170.000 км. Поэтому если машина эксплуатируется 5 лет – выгоднее ставить качественный подшипник. Хотя он дороже, но Вы заплатите за 5 лет за его замену лишь 1 раз. Китайский подшипник придётся покупать каждый год и каждый год платить за установку, в результате за 5 лет цена подшипников и стоимость установки многократно превысит разницу между дешёвым и качественным подшипником. Применение высококачественного подшипника позволяет также снизить расход топлива автомобиля на 2%, т.е. это экономически выгодно.
- При получении подшипника проверьте наличие инструкций. В них обязательно должны быть указаны моменты затяжки в Ньютонметрах (Нм, Nm). Если инструкций или моментов затяжки нет – не рискуйте. Несоблюдение моментов затяжки ведет к перекосу ступиц и сокращению их срока эксплуатации в десятки раз. Затяжка должна проводиться при помощи динамометрического ключа. Зачастую также необходимо помимо затяжки на определенный момент ещё проводить доворот на 45 или 90 градусов. В инструкции для ступицы это должно быть описано. Замену необходимо производить при комнатной температуре, иначе из-за растяжения металла, момент затяжки будет неправильным.
- При получении подшипника не стоит проверять его на шум и «закусывание». В качественные подшипники смазка закладывается автоматически в 5 точках, она распределяется только после установки и начала движения автомобиля. В руках невозможно задать такую же нагрузку, как на едущем автомобиле и Вам будет казаться, что подшипник шумит и «закусывает».
- Открытые подшипники без уплотнений необходимо смазывать. Смазка закладывается на 70-90%, но не полностью, иначе смазку выдавит. Если подшипник закрытый (там есть уплотнения), смазывать подшипник не требуется.
- Для установки некоторых подшипников обязательно требуется специальный инструмент, иначе подшипник будет запрессован неправильно. Требования по спец. инструменту должны быть указаны в инструкции. Особенно это характерно для VW – там зачастую необходимо использовать т.н. «гильотину», без неё запрессовка идёт неправильно, и шарики повреждаются. Поэтому ступичные подшипники такого типа необходимо устанавливать только при наличии спец. инструмента. SKF регулярно проводят тренинги для механиков и мастеров – приёмщиков СТО. Все участники получают сертификаты от компании – производителя, проводившей тренинг. Поэтому при выборе СТО (как в интернете, так и непосредственно на СТО) обратите внимание на то, есть ли у СТО сертификаты от производителей подшипников. Прохождение тренингов от поставщиков подшипников не гарантирует на 100%, что подшипник будет установлен правильно, но снижает риск ошибок при установке. Подумайте о своей безопасности!