Смазка подшипников

Автор Podshipnik
Смазка подшипников

От качества смазки подшипника и правильности их установки зависит работоспособность любого механизма, его КПД и долговечность.

Процедура смазки при установке подшипника просто необходима. На поломку механизмов из-за неправильной, недостаточной смазки или её загрязнения приходится 55% от всех поломок.

Прежде чем начинать выбирать тип смазки, необходимо понимать, что смазка подшипников выполняет несколько основных функций:

  • уменьшает коэффициент трения;
  • защищает от загрязнения контактирующих поверхностей;
  • защищает от попадания влаги и, следовательно, от появления коррозии;
  • улучшает скольжение (качение);
  • равномерно распределяет тепло трения в подшипнике и отводит его излишки.

В первую очередь при подборе смазки необходимо определиться, в каких условиях будет эксплуатироваться данный подшипник. Это силовые и ударные нагрузки, частоты его вращения (максимальные, эксплуатационные, минимальные), температурные режимы эксплуатации, уровни шума и вибрации.

Только после это можно переходить к выбору смазочного материала.

Для смазки подшипников часто используется масляная ванна (это редукторы, двигатели, турбины, трансмиссии и др.), когда подшипник работает в жидком смазывающем составе или с подачей этого состава непосредственно к подшипнику под давлением. В этом случае тип смазки определяет производитель узла, так как он учитывает условия работы не только подшипника, но и других его компонентов. Подбор смазки исключительно под оптимизацию работы подшипника может отрицательно повлиять на другие составные части узла (шестерни, трубопроводы, валы). При подобном типе смазки используются жирные, минеральные и синтетические масла. Они в свою очередь подразделяются на промышленные (редукторные, турбинные, шпиндельные, подшипниковые) и автомобильные (моторные, трансмиссионные) масла.

При эксплуатации подшипника вне масляных ванн используются пластичные смазочные материалы. Производителями подшипников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики смазок:

  1. Консистенция (густота)

При правильном подборе консистенции пластичная смазка длительное время удерживается в подшипнике, не создавая излишнего трения.

  1. Вязкость

Параметр, характеризующий сопротивление сдвигу слоёв смазки. Правильный подбор величины вязкости пластичной смазки обеспечивает достаточность разделения сопряжённых поверхностей качения для минимизации сил трения

  1. Температурный диапазон

Показывает допустимый рабочий диапазон эксплуатации смазки. Если эксплуатация подшипника происходит ниже данного диапазона, возникает смазочное голодание, приводящее к увеличению трения, появлению задиров на дорожках качения и телах качения и к другим неисправностям. Эксплуатация при температурах выше диапазона приводит к неконтролируемому ухудшению свойств смазки, ее вытеканию или коксованию.

  1. Защита от окисления

Смазочный материал должен также защищать рабочие поверхности подшипника от окисления с помощью воскообразных загустителей и антиокислительных присадок.

В закрытых подшипниках, реализуемых на подшипниковом рынке РФ, чаще всего смазки достаточно и ее тип указан в маркировке изделия. Но перед установкой можно проверить её наличие и при необходимости добавить. Для этого нужно аккуратно снять кольцо защиты и заложить смазку внутрь. Необходимо соблюдать рекомендации производителей по используемому типу смазок.

На российских подшипниковых заводах распространены оба способа смазки как с применением жидких смазочных материалов так и пластичных составов. Для обозначения по ГОСТ смазки, закладываемой в подшипники, применяется буква «С» с номером.